§16 Тема: «Библейские сказания»
Цели урока:
- Образовательные:
– углубить и расширить представления о Библии как историческом источнике;
– выяснить причины появления единобожия;
– познакомить с библейскими сказаниями;
– закрепить знания по теме: «Финикийские мореплаватели».
- Развивающие:
– развивать умения проводить сравнительный анализ развития и достижений народов Западной Азии и Египта;
– развивать умения четко формулировать свои мысли в устной и письменной форме, активизировать мыслительную деятельность;
– совершенствовать навыки работы с исторической картой, источником, хронологией;
- Воспитательные:
– воспитывать культуру речи и поведения.
Основные понятия и термины: Библия, Ветхий Завет, заповеди, единобожие.
Оборудование:
- Карта "Древний Восток"
- медиапроектор
- Презентация
- Библия, выставка книг
Ход урока
I. Организационный момент.
На доске написано слово «ТРУД».
– Что значит трудиться на уроке?
– Что должен иметь каждый ученик?
Т – тетрадь
Р – ручка
У – учебник
Д – дневник
– Все готовы трудиться?
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство со странами Древнего Востока, узнаем какой народ первым пришел к вере единого Бога, будем работать над развитием грамотной устной речи, будем выполнять различные познавательные задания.
II. Повторение
Ребята, пусть за окном у нас осень, но в нашем кабинете мы сотворим чудо и дерево, которое уже сбросила свои листья снова будет зеленым. Для этого вам нужно будет правильно выполнять мои задания, за правильный ответ вы получите листочек, который прикрепите к сухому деревцу. Кто соберет 5 листочков за урок получит соответствующую оценку. А чтобы мы не запутались вы будете записывать свое имя на них
ЗАДАНИЕ 1.
- Показать и назвать на карте все изученные нами страны Др.Востока (Египет, Финикия, Междуречье).
- Назовите и покажите на карте важные города для Финикийцев. Объясните почему(Библ, Сидон, Тир – приходили торговые караваны).
ЗАДАНИЕ 2. (развитие письменной речи)
Составить предложение по заданным словам:
Финикия, иероглифы, буквы, алфавит.
Алгоритм и условия выполнения задания
- Слова переписать в тетрадь.
- Найти три слова, связанных логически между собой.
- Лишнее слово подчеркнуть
- Составить предложение, расширить его за счет других слов.
- Записать предложение.
- В заданных словах не допускать ошибок
ЗАДАНИЕ3.
Какие открытия и изобретения финикийцев, сделанные в древности, используются и в наше время? (стекло, алфавит)
ЗАДАНИЕ4. Вставить пропущенные буквы и объяснить значения слов (устно
Один ученик выполняет задание у доски
Старейш…на
…гипе…
Гр…бница
В…льможа
Ф…раон
III. Сообщение новых знаний.
Запись темы урока.
2. Информационный этап
Работа с картой
В степных и холмистых районах между Египтом, Двуречьем и побережьем Средиземного моря издавна пасли свои стада скотоводы. Они были кочевниками – это были древнееврейские племена Во главе еврейских племён стояли старейшины.
Они хранили предания о прошлом своего народа. Эти предания вошли в Библию
Запись в тетради:
Библия … священная книга.
Завет – договор.
3. Исследовательский этап. Предварительное учебное задание.
Давайте попробуем восстановить библейский рассказ о сотворении мира и определить, в какой последовательности Бог сотворил небо, сушу, воду и пр. Используя рисунки-схемы, учащиеся восстанавливают текст .
- И сказал Бог: «Да будут светила на небе!» И создал Бог солнце, луну и звёзды.
- И сказал Бог: «Да произведет вода рыб, и птицы да полетят по небу!» И сотворил Бог разных рыб и птиц.
- И сказал Бог: «Да будут на земле животные разных видов!» И стало так. Наконец Бог создал человека.
- И сказал Бог: «Да соберётся вода в одно место и да явится суша!» И стало так.
И сказал Бог: «Да произрастит земля зелень, траву и деревья!» И стало так.
- И сказал Бог: «Да будет твердь» И стала твердь. И назвал Бог твердь небом.
- Вначале сотворил Бог небо и землю. Но земля была пуста и безвидна; тьма царила повсюду. Тогда сказал Бог: «Да будет свет!». И бог назвал свет днём и тьму ночью.
(Хрестоматия по истории древнего мира. М., 1991. С. 273.)
Ответы: 6,5,4,1,2,3.
Выявление исходного противоречия.
Чем этот рассказ отличается от древнеегипетского и вавилонского мифов о сотворении мира? (Там мир творили боги, здесь – Бог.)
Впервые мы сталкиваемся с верой не во множество разных – добрых и злых, а с верой в одного сверхмогущественного Бога. И вера эта потом начала распространяться по всей Земле. А зародилась она в маленькой Палестине.
Учебная задача урока: Почему возникает вера в единого Бога?
5. Рассказ учителя.
Из Библии мы узнаем, что Бог сотворил первых людей Адама и Еву, их потомки расселились по Земле. Но люди стали совершать дурные поступки и преступления и Бог решил их наказать и проучить - он устроил потоп. Но пожалел лишь богобоязненного Ноя. Ной по велению Бога построил корабль - ковчег и спасся с семьей. От них произошли все живущие на Земле.
Среди потомков Ноя был человек по имени Иаков, было у него много сыновей, род его процветал, он часто воздавал молитвы благодарности Богу и взял себе имя Изра-Эль (сила с Господом)
От его имени весь народ стали называть израильтянами.
У Иакова было несколько сыновей, но больше всего он любил Иосифа.
Завидовали братья Иосифу и продали его в рабство. У Иакова было несколько сыновей, но больше всего он любил Иосифа.
Завидовали братья Иосифу и продали его в рабство. Стали притеснять египтяне потомков Иакова. Заставлял их фараон много работать и приказал всех новорождённых мальчиков отдавать палачам. Лишь один мальчик уцелел Моисей умолял фараона отпустить израильтян, но владыка Египта был не умолим.Тогда израильтяне во главе с Моисеем бежали.
6. Решение проблемного задания.
Как вы думаете почему израильтяне спаслись? Что помогло им?
Им помогла вера в единого Бога, если бы они верили во множество богов, то просто перессорились и их общество распалось на отдельные планы. Вера в единого бога помогла израильтянам выжить, найти силы дойти до своей родины.
Чувство единения было настолько сильным, что возникла идея соглашения или завета между Богом и людьми.
7. Работа с источником. Чтение заповедей.
Заповеди – правила.
Итак, когда мы прочитаем заповеди, вы должны ответить на вопрос.
Что общего между законами Хаммурапи и заповедями, данными Моисею?
IV. Рефлексивный этап.
Итог. Самооценка работы на уроке.
Что вы изучали на уроке?
С какой целью были предложены задания?
Какое задание оказалось самым трудным. какое самым лёгким?
Почему?
Как справиться с трудностями ,если они вдруг возникнут вновь?
Что ещё можно узнать по теме урока?
Из каких источников?
Домашнее задание.
- Прочитать параграф 16;
- выучить новые слова;
- ответить на вопросы на с. 78.
- Подготовить для пересказа миф из Библии и охарактеризовать его, как исторический источник.
Использованная литература..
- Вигасин А. А. История древнего мира: Учеб. для 5кл. общеобразоват. учреждений. -М.: Просвещение, 2007.
- Школьная энциклопедия «Руссина». История Древнего мира. -М.: ОЛМА- ПРЕСС Образование, 2003.
- Литвинов А. «Зарядка», «Перестрелка» и ещё много способов вызвать интерес.//Народное образование, 1994, № 2-3.
- Сухов В. В. , Морозов А. Ю., Абдулаев Э. Н. Задания по истории древнего мира на уроках развивающего обучения. //Преподавание истории в школе, 2000, №3.
- Библия для детей. - Н. Н.: НООФ «Родное пепелище», 2007.
- Вавилонская башня и другие древние легенды. Под общ. Ред. К Чуковского. Т.: Камалак, 1991.
- И сказал Бог: «Да будут светила на небе!» И создал Бог солнце, луну и звёзды.
- И сказал Бог: «Да произведет вода рыб, и птицы да полетят по небу!» И сотворил Бог разных рыб и птиц.
- И сказал Бог: «Да будут на земле животные разных видов!» И стало так. Наконец Бог создал человека.
- И сказал Бог: «Да соберётся вода в одно место и да явится суша!» И стало так.
И сказал Бог: «Да произрастит земля зелень, траву и деревья!» И стало так.
- И сказал Бог: «Да будет твердь» И стала твердь. И назвал Бог твердь небом.
- Вначале сотворил Бог небо и землю. Но земля была пуста и безвидна; тьма царила повсюду. Тогда сказал Бог: «Да будет свет!». И бог назвал свет днём и тьму ночью.
- И сказал Бог: «Да будут светила на небе!» И создал Бог солнце, луну и звёзды.
- И сказал Бог: «Да произведет вода рыб, и птицы да полетят по небу!» И сотворил Бог разных рыб и птиц.
- И сказал Бог: «Да будут на земле животные разных видов!» И стало так. Наконец Бог создал человека.
- И сказал Бог: «Да соберётся вода в одно место и да явится суша!» И стало так.
И сказал Бог: «Да произрастит земля зелень, траву и деревья!» И стало так.
- И сказал Бог: «Да будет твердь» И стала твердь. И назвал Бог твердь небом.
- Вначале сотворил Бог небо и землю. Но земля была пуста и безвидна; тьма царила повсюду. Тогда сказал Бог: «Да будет свет!». И бог назвал свет днём и тьму ночью.
|